На главную » Новости » Boeing прекратил разработку экспериментального космоплана и «убил» программу Darpa.
0

Boeing прекратил разработку экспериментального космоплана и «убил» программу Darpa.

0
Boeing прекратил разработку экспериментального космоплана и «убил» программу Darpa.
22 января 2020 года Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) объявило, что компания Boeing уведомила его о своем намерении немедленно выйти из программы разработки экспериментального космоплана.

В мае 2017 года Boeing заключил контракт с DARPA на сумму $146 млн на финансирование разработки и эксплуатации космоплана многоразового использования Phantom Express. Boeing также заключил контракт с Aerojet Rocketdyne на разработку для космоплана водородного ракетного двигателя AR-22 на основе RS-25, использовавшегося в космической транспортной системе Space Shuttle.

«После подробного обзора Boeing немедленно прекращает свое участие в программе eXperimental SpacePlane (XSP), – заявил представитель Boeing Джерри Дреллинг. – Теперь мы перенаправим наши инвестиции из XSP в другие программы Boeing, охватывающие морскую, воздушную и космическую сферы».


По словам представителя DARPA Джареда Адамса, решение Boeing фактически закрывает программу XSP. «Однако цели программы остаются интересными и могут быть достигнуты по отдельности», – сказал он, отвечая на вопросы Интернет-издания Spaceflight Now.
В DARPA заявили, что ведут переговоры о прекращении соглашения Boeing по программе разработки космоплана. Программа была позиционирована как государственно-частное партнерство, причем Boeing отвечал за выделение частного финансирования для поддержки разработки космоплана Phantom Express.

Программа экспериментального космоплана, ранее носившая название XS-1, была начата в 2013 году с целью разработки «совершенно нового класса многоразовых ракет-носителей, относящихся как к гражданскому, так и к военному секторам», говорится в заявлении DARPA. «Эта программа была направлена на разработку ракеты-носителя с работоспособностью, подобной самолетам, включая полеты по требованию, способность быстро и экономично осуществлять межполетное обслуживание системы, малую площадь наземной инфраструктуры и низкие периодические расходы».

Предлагавшийся Boeing космоплан Phantom Express должен был взлетать вертикально с обычной стартовой площадки, а затем отделять верхнюю ступень на гиперзвуковых скоростях вблизи границы космоса для выведения на орбиту. Верхняя ступень должна была быть одноступенчатой и одноразовой, а Phantom Express – возвращаться на Землю для приземления на взлетно-посадочную полосу и готовиться к новому полету по другому заданию.

Ранее DARPA заявляло, что конечной целью программы XSP является достижение частоты 10 запусков за 10 дней, при этом текущие эксплуатационные расходы должны были составить всего $5 млн, включая одноразовую верхнюю ступень.

Проект Phantom Express для DARPA разрабатывало подразделение Boeing Phantom Works. В 2017 году при поддержке Aerojet Rocketdyne компания Boeing заключила контракт о работе над 2-м и 3-м этапами программы XSP.

В то время DARPA и Boeing заявляли, что первый прототип для демонстрации технологии Phantom Express в рамках 2-го этапа программы может быть готов к испытаниям в 2019 году. На 3-м этапе инженеры планировали провести 12-15 летных испытаний, начиная с 2020 года, сначала без полезной нагрузки и на скоростях до 5 Маха. Затем космоплан должен был достигнуть скорости 10 Маха и запустить верхнюю ступень, которая доставила бы небольшую полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту.

В 2017 году конкурентами Boeing были компании Northrop Grumman и Masten Space Systems, которые принимали участие вместе с Boeing на 1-м этапе разработок программы XSP. Для разработки космоплана Northrop Grumman предложила сотрудничество Virgin Galactic, а Masten – XCOR Aerospace (в конце 2017 года объявила о банкротстве).

Первоначально Boeing рассматривал возможность сотрудничества по проекту космоплана для DARPA с компанией Blue Origin, но в конце концов выбрал в качестве поставщика ракетных двигателей Aerojet Rocketdyne.

Носитель Phantom Express и его верхняя ступень были спроектированы для выведения на низкую околоземную орбиту до 1360 кг полезной нагрузки, занимая промежуточную нишу между ракетами-носителями легкого класса Electron (Rocket Lab), LauncherOne (Virgin Orbit) и ракетами-носителями среднего класса Falcon 9 (SpaceX), Atlas V (United Launch Alliance).
Согласно информации на официальном сайте компании Boeing, космоплан Phantom Express должен был быть размерами с реактивный самолет бизнес-класса: длина около 30,5 м, высота 7,3 м, диаметр 4,1 метра, размах крыльев 19 метров.

Ожидалось, что Phantom Express будет использовать новый стартовый комплекс LC-48, который предполагалось построить на территории Космического центра NASA имени Кеннеди, между стартовой площадкой LC-39A и стартовым комплексом SLC-41 на территории Станции ВВС США Мыс Канаверал.

Планировалось, что космоплан будет приземляться на полосу Посадочного комплекса шаттлов Центра Кеннеди либо на полосу аэропорта Skid Strip Мыса Канаверал.


В середине 2018 года инженеры провели за 10 дней 10 статических огневых испытаний ракетного двигателя AR-22 на стенде Космического центра NASA имени Стенниса, чтобы продемонстрировать возможность быстрого восстановления двигателей для носителя Phantom Express. Двигатель был собран из деталей, оставшихся от программы космической транспортной системы Space Shuttle, и деталей для разрабатывавшейся сверхтяжелой ракеты-носителя NASA Space Launch System.

В ноябре 2018 года Boeing сообщил, что в Центре перспективных разработок компании в Теквиле (штат Вашингтон, США) завершено изготовление композитного топливного бака жидкого кислорода для космоплана Phantom Express.

Программа разработки экспериментального космоплана XSP – уже вторая программа DARPA в партнерстве с компанией Boeing, которая была закрыта до первого испытательного полета. В 2011 году DARPA объявило о начале программы Airborne Launch Assist Space Access (ALASA), в которой к 2014 году Boeing стал основным подрядчиком. Целью программы был запуск малых космических аппаратов массой 45 кг по схеме «воздушный старт» ракетой, носителем которой должен был стать истребитель F-15E Strike Eagle. Для упрощения двигателя ракеты было выбрано монотопливо NA-7, состоявшее из смеси закиси азота и ацетилена. Однако после двух взрывов монотоплива в ходе наземных испытаний DARPA в конце 2015 года закрыло программу ALASA.


Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Прокомментировать
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении:*

Пишите письма

Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает и никто не знает почему!

Регистрация