» » Околоземный астероид Эрос 433.
12-09-2018, 20:49

Околоземный астероид Эрос 433.

Астероид Эрос – это малая планета Солнечной системы, имеющая официальный номер 433. Эрос является одним из наиболее крупных и доступных для наблюдения небесных тел группы «Амуры». В эту группу входят малые планеты, периодически сближающиеся с Землей. Это космическое тело было открыто в 1898 году независимо друг от друга двумя астрономами - немецким астрономом-любителем Карлом Густавом Виттом и французом Огюстом Шарлуа. Как видно по официальному номеру, этот астероид оказался 433-м из обнаруженных малых небесных тел. Однако Эрос выбивается из общего ряда, тем, что этот астероид периодически приближается к орбите Земли почти вплотную, в отличие от всех открытых до него небесных тел. Благодаря этой особенности Эрос пользуется повышенным вниманием астрономов. В первой половине прошлого века благодаря наблюдениям за движением этого космического тела по орбите удалось внести существенные поправки в измерения расстояния от нашей планеты до Солнца.

Причина пристального интереса к этим космическим объектам заключается в том, что астероиды с большей вероятностью, чем какие либо другие объекты, могут столкнуться с Землей, что повлечет за собой тяжелейшую катастрофу. Малые планеты группы Амуров, чьи орбиты периодически близко подходят к Земле, насчитывают чуть более тысячи. Однако их реальное количество может быть и гораздо больше, составляя до 1,5 – 2 тысяч тел размером более километра и до 140 тысяч – размером от ста метров.

Околоземный астероид Эрос отличает неправильная, «туфлеобразная» форма. При длине 40 километров и ширине 14 километров он обладает объемом, составляющим половину общего объема всех малых небесных тел группы Амуров. Период обращения Эроса вокруг собственной оси составляет 5 часов 16 минут. По своему химическому составу, судя по спектральному анализу Эроса, он близок к железо-каменным метеоритам, а еще более – к хондритам, чей весьма примитивный состав не изменялся на протяжении всего времени, что существует Солнечная система. Поэтому Эрос очень привлекателен для исследования. В конце прошлого века это космическое тело стало первым и единственным из малых планет, на орбиту вокруг которого был выведен межпланетный космический аппарат. Зонд под названием NEAR (это аббревиатура от выражения «рандеву с астероидом, приближающимся к Земле») был запущен Американским аэрокосмическим агентством в феврале 1996 года.

Его космическая одиссея длилась несколько лет. В 1998 году он сблизился с астероидом Матильда, после чего вновь вошел в гравитационное поле Земли, чтобы получить необходимый для дальнейшего полета импульс. В декабре 1998 года он приблизился к Эросу, нагнав астероид в космосе, однако из-за технических неполадок не смог выйти на орбиту вокруг него. В феврале 2000 года зонд вновь приблизился к Эросу, став искусственным спутником астероида. Благодаря миссии зонда NEAR стало возможным исследовать астероид Эрос гораздо более детально, в том числе подробно изучить рельеф его поверхности. Судя по полученным с зонда снимкам, Эрос имеет холмистую поверхность, покрытую кратерами и сплошь усыпанную крупными валунами. Была составлена первая детальная карта поверхности Эроса. Названия гор, кратеров и долин на этой карте были даны в честь известных литературных и исторических персонажей разных эпох и народов.

В марте 2000 года космический аппарат NEAR получил имя в честь погибшего в 1997 году планетолога Юджина Шумейкера. А в феврале 2001 года он совершил приземление на поверхность Эроса. Таким образом, Эрос – это первый и пока единственный астероид в космосе, на который была произведена посадка межпланетного аппарата.