» » Аварийное спасение для Starship? Да, это возможно.
0

Аварийное спасение для Starship? Да, это возможно.

0
SpaceX / TeslaratiСудя по твитам от 9 сентября 2019 года в своем Твиттере, главный исполнительный директор SpaceX Илон Маск считает, что, несмотря на ряд технических препятствий, космический корабль нового поколения Starship может в конечном итоге улететь со стартовой площадки в случае аварии ракетной ступени Super Heavy перед стартом.

Для такого большого и тяжелого носителя, как Starship, это потребовало бы ряда компромиссов, но, несомненно, послужило бы основным фактором повышения уверенности возможных пассажиров вместо установленного показателя надежности. Если бы Starship был способен выполнить манёвр аварийного прекращения полета наподобие космического корабля компании Crew Dragon, такие крупные и «дорогие» клиенты, как NASA и другие космические агентства, гораздо увереннее оценивали бы возможность размещения астронавтов и полезного груза на борту того, что они считают очень странным, но очень грузоподъемным летательным аппаратом.


Безо всякого сомнения, SpaceX почти наверняка предпочла бы в создании системы Starship / Super Heavy пропустить первую половину жизненного цикла Falcon 9 (отмеченную двумя авариями ракеты-носителя). Но создание новой ракеты-носителя (новые материалы, новые ракетные двигатели, новые производственные процессы и т.п.) – чрезвычайно сложная задача, и при выполнении операции «после сборки обработать напильником» следует ожидать сбитых костяшек и острых заусенцев.

С другой стороны, SpaceX прошла непростой этап изучения двух уроков (Dragon CRS-7 в 2015 году и Amos-6 в 2016 году) и доказала, что может создать очень надежную ракету-носитель. Летная история Falcon 9: 74 полета с июня 2010 года, из них 73 успешных, безаварийная серия – 46 полетов (с сентября 2016 года). С учетом пусков ракеты-носителя Falcon Heavy – 49 успешных полетов за два с половиной года. SpaceX также доказала, что может осуществлять запуски чаще, чем любой другой отдельно взятый пусковой оператор, и делать это с впечатляющей надежностью, одновременно расширяя границы возможностей многоразовой ракетной техники и постоянно модернизируя летное оборудование.

Уничтожение полезных нагрузок клиентов остается недопустимым, но окончательный успех семейства ракет-носителей Falcon компании SpaceX (за исключением двух аварий в полете и на земле) неоспорим. По счастью, Starship и Super Heavy, вследствие впечатляющего успеха SpaceX за последние несколько лет, имеют ряд новых преимуществ. Благодаря крупным раундам привлечения средств инвесторов, независимому пусковому бизнесу F9 / FH и свободе заниматься значительными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в одиночку, SpaceX может пережить одну или несколько аварий Starship / Super Heavy и продолжать делать свое дело.

Предвидя возможные (и вероятные) аварии во время разработки и защищая внешних клиентов SpaceX от любого связанного с этим риска, компания должна иметь возможность разрабатывать Starship и Super Heavy именно так, как она этого хочет.

Отсюда слова Маска о том, что SpaceX не планирует аварийное прекращение полета со стартовой площадки на ранних летных образцах Starship. Это значит, что добавление способности аварийного прекращения полета со стартовой площадки в Starship может быть / будет серьезной проблемой. Предположим что его сухая масса составит 100 тонн, а масса полностью заправленного корабля – 1000-1200 тонн. Шесть запланированных к установке на Starship ракетных двигателей Raptor суммарно способны производить тягу на уровне моря около 1200 тонн. Этой тяги едва хватит, чтобы поднять в небо полностью заправленный космический корабль. Согласно сценариям аварийного прекращения полета, ракетная ступень выходит из строя в результате аварии (если уже не является эпицентром взрыва). Таким образом, вся суть аварийного прекращения полета – как можно быстрее и дальше улететь от аварийной ступени, и это особенно важно, если приоритетной задачей является обеспечение выживания человека (астронавта / пассажира).

Достаточно быстрый запуск мощного жидкостного ракетного двигателя, чтобы сделать возможным аварийное прекращение полета, также является серьезной проблемой, хотя Маск и говорит, что Raptor может чрезвычайно быстро запуститься в аварийных ситуациях. Предположим, что Raptor обладает способностью каким-то образом включиться из состояния покоя менее чем за секунду (предпочтительно 0,1-0,5 секунды), а после этого запуститься второй раз для мягкой посадки. Технически SpaceX может придать Starship соотношение тяги к весу, необходимое для быстрого прекращения полета в случае аварии Super Heavy, уменьшив объем заправляемого топлива. С минимальной массой ракетного топлива, необходимого для безопасного достижения Starship с экипажем стабильной низкой околоземной орбиты, SpaceX пришлось бы надеяться почти исключительно на быструю дозаправку на орбите, но этой комбинации может быть достаточно, чтобы обеспечить выполнение аварийного прекращения полета почти в любой точке активного участка траектории выведения.
Крайне маловероятно, что SpaceX будет использовать эту возможность во время испытаний прототипов, но об этом может пойти речь по мере приближения к первым пилотируемым полетам Starship.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Прокомментировать
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении:*

Пишите письма

Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает и никто не знает почему!

Регистрация