» » LRO собирается сфотографировать место прилунения Vikram.

LRO собирается сфотографировать место прилунения Vikram.

LRO собирается сфотографировать место прилунения Vikram.”.
Лунный орбитальный аппарат NASA Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) попытается найти лунный посадочный аппарат Vikram 17 сентября 2019 года. Представители Индийской организации космических исследований (ISRO) объявили, что нашли на Луне Vikram, с которым при посадке была потеряна связь, с помощью индийского лунного аппарата Chandrayaan-2, но не захотели показать фотографии.

Камера высочайшего разрешения LRO ранее получала фотографии мест посадок лунных модулей космических кораблей Apollo с хорошей четкостью, чтобы можно было различить следы астронавтов, что остались на Луне почти 50 лет назад. Камера LRO также получала изображения мест прилунения китайских посадочных модулей Chang'e-3 и Chang'e-4, а также нашёл место крушения лунного посадочного аппарата Beresheet в апреле 2019 года.

По словам Ноа Петро, ученого проекта LRO в Центре полетов в космос NASA имени Годдарда, 17 сентября 2019 года орбита лунного орбитального аппарата должна пройти над местом посадки Vikram.

«Согласно политике NASA, все изображения LRO доступны, – написал Петро в электронном письме Интернет-изданию Spaceflight Now. – NASA предоставит любые изображения до и после пролета над районом вокруг целевого места посадки Vikram космического аппарата Chandrayaan 2 для поддержки анализа, проведенного Индийской организацией космических исследований».

10 сентября 2019 года ISRO заявила, что лунный орбитальный аппарат Chandrayaan-2, в составе которого находился Vikram, обнаружил лунный посадочный аппарат на поверхности Луны.

«Посадочный аппарат Vikram был обнаружен орбитальным аппаратом Chandrayaan-2, но с ним еще нет связи, – говорится в кратком заявлении ISRO. – Прилагаются все возможные усилия для установления связи с посадочным аппаратом».

ISRO не обнародовала ни одного изображения, предположительно показывающего посадочный аппарат Vikram на Луне. Представители ISRO не ответили на запрос Spaceflight Now о дополнительных подробностях.

ISRO не сообщила, поврежден ли посадочный аппарат на поверхности Луны и в каком положении он находится. Неясно, смогла ли камера Chandrayaan-2 уверенно распознать такие детали.

«Мы думае, что [Vikram] совершил более жесткую посадку, чем они рассчитывали», – по словам Лори Глэйз, глава Отдела планетологии NASA, 10 сентября 2019 года на выступлении в Комитете национальных академий по астробиологии и планетологии.

Станция Сети дальней космической связи NASA Deep Space Network вблизи Мадрида (Испания) 6 сентября 2019 года поддерживала связь с аппаратом Vikram во время его спуска в район посадки вблизи южного полюса спутника. Сигнал с лунного посадочного аппарата вдруг прервался за несколько минут до расписанного прилунения, и, по всей видимости, Vikram отлетел от расчетной траектории на высоте немногим более двух километров.

Начиная с 6 сентября 2019 года аппарат слежения NASA пытались наладить связь с посадочным аппаратом Vikram. По состоянию на сегодня все попытки завершились неудачей. Vikram предназначен для работы на поверхности Луны в течении двух недель, из-за этого время ограничено.

На борту Vikram, названного в честь «отца» космической программы Индии, находились луноход Pragyan и несколько научных приборов, в том числе камеры, сейсмометры, инструменты для изучения состава пород и измерения теплопроводности. На Vikram также был установлен лазерный отражатель, подаренный США, который NASA хотела использовать для точнейших измерений дистанции между Землей и Луной.

Точно такой же отражатель был установлен на израильском лунном посадочном аппарате Beresheet. После того как он разбился в апреле 2019 года, лазерный высотомер на LRO сканировал место падения Beresheet, пытаясь получить возвращенный сигнал от отражателя, который был полностью независим от бортовых систем космического аппарата и, возможно, пережил крушение. По словам Глэйз, LRO может провести аналогичный поиск лазерного отражателя, установленного на Vikram.

Камера высокого разрешения на борту Chandrayaan-2 способна получать изображения с разрешением 32 сантиметра, она может обнаружить больше деталей на поверхности Луны, чем любой лунный орбитальный аппарат с начала Космической Эры. Но LRO вполне способен найти Vikram или его обломки.

Инструмент Lunar Reconnaissance Orbiter Camera (LROC), оператором которого является Университет штата Аризона (США), оснащен двумя узкоугольными камерами, способными получать изображения с разрешением 50 сантиметров. LROC был разработан компанией Malin Space Science Systems и основан на аналогичной камере, установленной на борту марсианского орбитального аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter.

LROC является одним из семи научных инструментов на борту LRO, но он привлек значительное внимание общественности благодаря своей способности обнаруживать изменения на поверхности Луны (например, новые ударные кратеры). LROC также выполнял задания по поиску лунных посадочных аппаратов и обследованию посадочных площадок для ряда коммерческих и международных проектов, включая китайские лунные посадочные модули, Chandrayaan-2 и будущие американские экспедиции.

По словам Петро, пролет LRO над местом посадки Vikram 16 сентября 2019 года будет тяжелым по условиям освещения. Солнце будет находиться низко над лунным горизонтом и создавать на поверхности длинные тени.

Если на изображениях, полученных 16 сентября 2019 года, Vikram не будет найден, LRO сможет дополнительно пролететь над исследуемым районом в ближайшие недели и месяцы.