» » Похоже, проект Lunar Orbital Platform-Gateway хотят убить.
0

Похоже, проект Lunar Orbital Platform-Gateway хотят убить.

0
На фото: Заместитель администратора NASA по пилотируемым программам Кеннет Бауэрсокс во время слушаний в подкомитете по космосу и аэронавтике Конгресса США 18 сентября 2019 года. (NASA / Aubrey Gemignani)Во время слушаний в подкомитете по космосу и аэронавтике Конгресса США 18 сентября 2019 года проявились очертания битвы за будущее лунной программы NASA Artemis. Тем не менее, борьба за то, должен ли республиканский Белый дом высадить людей на Луну к 2024 году, или не должен, не была закулисной. Вместо этого некоторые представители обеих политических партий задались вопросом, как космическое агентство планирует реализовать программу Artemis.

Председатель комитета по науке, космосу и технологиям Кендра Хорн (Демократическая партия, штат Оклахома) и конгрессмен Моррис Брукс (Республиканская партия, штат Алабама) в своих комментариях и вопросах во время слушаний особенно скептически отнеслись к коммерческим ракетам-носителям. Они также настойчиво спрашивали, почему NASA не продвигается быстрее в разработке мощной модификации верхней ступени для ракеты-носителя агентства Space Launch System (SLS). Эта Exploration Upper Stage (EUS) увеличит массу полезного груза, которую ракета может отправить на Луну, с 26 тонн до 37 тонн.


Слушания 18 сентября 2019 года были примечательны тем, что, по-видимому, они свидетельствуют об эскалации напряженной лоббистской битвы, которая идет за кулисами со стороны некоторых подрядчиков NASA (скорее всего, во главе с Boeing), за то, чтобы убить предложенную NASA Lunar Gateway и вместо этого ускорить финансирование EUS.

«Смешанный флот»
В своих попытках высадить людей на Луну к 2024 году, NASA выбрало подход «смешанного флота» для создания систем на окололунной орбите в течение следующих пяти лет.

В соответствии с этим планом, в конце 2024 года SLS должна отправить пилотируемый космический корабль Orion к окололунной станции Lunar Gateway. Перед этим коммерческие ракеты-носители должны отправить туда элементы этой станции, а также компоненты лунного корабля, который доставит людей от Gateway на поверхность Луны.

Согласно космическому агентству, этот план уравновешивает более низкую стоимость и возможности коммерческих ракет-носителей, таких как Falcon Heavy от SpaceX, и большую грузоподъемность более крупной ракеты-носителя SLS. NASA также обеспокоено тем, что с настоящего момента до 2024 года не может быть построено достаточное количество SLS для поддержки программы Artemis, поэтому агентство хочет укрепить свой график коммерческими ракетами-носителями многоразового использования.

Однако в последние недели в традиционной аэрокосмической отрасли США началось сопротивление этому плану. Публичное начало отпору положила публикация в издании The Hill Дагласа Кука, бывшего заместителя администратора NASA, который помогал контролировать проектирование и раннюю стадию разработки SLS. В своей статье Кук утверждает, что самый быстрый и надежный для NASA способ высадить людей на Луну – отказаться от коммерческих ракет-носителей, обойтись без Gateway и ускорить разработку EUS.

Это позволило бы агентству приспособить весь лунный корабль к запуску одной ракетой-носителем SLS, подобно программе Apollo в 1960-х годах. «Вместо того, чтобы основываться на успешной модели Apollo, NASA нацелено на отход от нее из-за трех безосновательных ограничений», – пишет Кук. Одним из них является требование использовать коммерческие ракеты-носители. «Очевидно, что под давлением коммерческих пусковых операторов, которым нужны дополнительные запуски для заполнения своих графиков, NASA намерено разделить лунный корабль на несколько частей, чтобы они могли быть запущены менее мощными коммерческими ракетами-носителями, увеличивая риск и ограничивая конфигурацию», – пишет Кук.

NASA защищается
Во время слушаний 18 сентября 2019 года исполняющий обязанности заместителя администратора NASA по пилотируемым программам и бывший астронавт Кеннет Бауэрсокс не согласился с такой характеристикой, заявив, что никакого давления не было. «Никто не направляет нас, – сказал он. – Мы пришли к этим выводам самостоятельно. Серьезным аргументом является гибкость. Мы хотим иметь несколько вариантов. Мы не хотим полагаться только на одну систему. Мы хотели бы иметь другие системы».

Также источник в администрации NASA сказал Интернет-изданию Ars Technica после слушаний: «Разработка EUS затормозилась намеренно, чтобы сосредоточиться на центральной ступени». То есть первой ступени огромной ракеты, которая обошлась космическому агентству почти в $10 млрд. Счетная палата США ранее подвергала критике как администрацию NASA, так и компанию Boeing, основного подрядчика космического агентства, за выполнение контракта на основную ступень из-за задержек и увеличения затрат. Этот первоначальный вариант SLS без модифицированной верхней ступени вряд ли совершит свой первый полет как минимум до 2021 года.

Конгресс США почти десять лет назад поручил NASA спроектировать и построить ракету-носитель Space Launch System. Со всеми связанными с ней вопросами она досталась в наследство Белому дому Трампа. Постоянные проблемы с SLS привели (по крайней мере отчасти) к отставке в июле 2019 года с должности заместителя администратора NASA по пилотируемым программам Уильяма Герстенмайера. Переведя его на должность специального советника, администратор NASA Джеймс Брайденстайн с тех пор пытается вернуть программу в нужное русло.

Брайденстайн решил, что лучше всего сосредоточить усилия на том, чтобы как можно скорее подготовить к полету центральную ступень. Три полета SLS к 2024 году – это, пожалуй, всё, с чем Boeing способен справиться из-за «проблем с производительностью», которые Бауэрсокс несколько раз упоминал на слушаниях 18 сентября 2019 года. Третий полет SLS должен завершиться посадкой на южном полюсе Луны.

Администратор NASA также защищал развитие Gateway как критически важного компонента «постоянного» присутствия на Луне. Вместо того, чтобы подражать экспедициям Apollo а-ля «флаги и следы» полувековой давности, NASA хотело бы вернуться на Луну, чтобы остаться на ней и в итоге отправить людей на Марс, используя Gateway как отправную точку.

 
Давление, но не коммерческое
Бывший сотрудник NASA Кук теперь работает консультантом, ранее занимавшим должности, на которых он поддерживал Boeing и его контракты на центральную ступень SLS и EUS. (С 2017 года Boeing заплатил ему за консультации $465 тысяч.) Похоже, он совершил политический прорыв своим аргументом, что нужно тратить больше денег на разработку EUS, а не на коммерческие ракеты-носители. «По моему мнению, давление коммерческих возможностей и стремление к этой цели заставляет нас делать это с более высоким риском», – заявил Кук на слушаниях 18 сентября 2019 года.

Не было ничего удивительного в том, что Моррис Брукс, конгрессмен от штата Алабама, который поддерживает Boeing и ракету SLS, разработанную в его штате, в Центре космических полетов NASA имени Маршалла, поддерживает аргумент Кука. Во время слушаний он цитировал его статью.

Удивительно то, что Хорн и другие на слушаниях, похоже, склонялись к мнению Кука о том, что отказ от коммерческих ракет-носителей и Gateway приведет к более простой и быстрой лунной экспедиции. «Я считаю, что развитие коммерческих возможностей имеет смысл, – сказала Хорн ближе к концу слушаний. – Однако я обеспокоена тем, что решения принимаются исходя не из того, что является наиболее эффективным или действенным, а из того, что наиболее экономически эффективно».

Это интересная точка зрения. Коммерческие ракеты-носители стоят не более $100 млн – $200 млн. Стоимость одной ракеты-носителя SLS $1 млрд – $2 млрд, и это не считая минимум сотен миллионов долларов, которые агентство должно инвестировать в разработку EUS от Boeing. Ракета-носитель Falcon Heavy находится в эксплуатации и выполнила три успешных полета. Другие носители, в том числе мощная ракета New Glenn от Blue Origin, должны быть готовы к полету через 2-3 года. Ракета-носитель SLS с лучшей верхней ступенью почти наверняка не будет готова к 2024 году, и NASA знает об этом.

«На данный момент нет никакого варианта, по которому Exploration Upper Stage будет готова к Artemis 3 в 2024 году, – сказал Ars Technica источник в администрации NASA. – Следовательно, это не критически важный вариант (для посадки на Луну)».

Boeing демонстрирует силу?
Два источника Ars Technica, знакомые с новой битвой, утверждают, что Boeing решает, какую роль он может сыграть в программе Artemis. Контракты на две основные части Lunar Gateway уже заключены (с Maxar Technologies – на энергодвигательный модуль, с Northrop Grumman – на жилой и складской модуль). Поэтому маловероятно, что Boeing (по крайней мере сейчас) будет играть важную роль в разработке Gateway.

Эти источники также сообщают, что Boeing сейчас загружен работами по центральной и верхней ступеням SLS, космическому кораблю Starliner по программе NASA Commercial Crew Program, а также занят выполнением контракта по управлению Международной космической станцией. В этой ситуации Boeing может оказаться не в состоянии выиграть ни один из контрактов на лунный корабль, который NASA стремится построить до 2024 года. Тендер по лунному кораблю продолжается.

Похоже поэтому именно сейчас Boeing решил настойчиво добиваться увеличения финансирования для Exploration Upper Stage – это как минимум затормозит Gateway, а также нанесет ущерб коммерческим конкурентам компании на рынке пусковых услуг.
Примечательно, что во время слушаний 18 сентября 2019 года Кук решил еще больше усилить космические бизнес-позиции Boeing, предложив, чтобы за сборку всей ракеты-носителя SLS отвечал один подрядчик.

«Это не просто центральная ступень, это ускорители и двигатели, – сказал Кук. – В настоящее время за сборку отвечает NASA. Если вам нужна фиксированная цена на ракету-носитель, мне кажется, было бы лучше объединить ее в рамках основного контракта, когда его обладатель контролирует все процессы, и это было бы эффективно». Вместо словосочетания «обладатель основного контракта» можно смело писать «Boeing».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги:
Луна
Прокомментировать
Ваш комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении:*

Пишите письма

Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает и никто не знает почему!

Регистрация