» » Человек против машины. 0-3. Как искусственный интеллект побеждал людей в шахматы, шашки и го.
9-06-2019, 15:47
0

Человек против машины. 0-3. Как искусственный интеллект побеждал людей в шахматы, шашки и го.

0
Как известно, все течет и меняется. Технологии тоже не стоят на месте. И вот в 2016 году машины одолели человека в игре в го. Го является одной из наиболее распространённых настольных игр на нашей планете: в нее играют около 30 миллионов человек. Конечно, она не так популярна, как шахматы, да и игроков в шашки наберется поболее. Тем не менее, победа эта в известной степени примечательна. Дело в том, что вариантов возможных партий в го – 10 в 170 степени, что значительно больше, чем в шахматах. Число неповторяющихся возможных шахматных партий, вычисленное математиком и криптографом Клодом Шенноном, всего 10 в 120 степени. Шашки-64 (на доске 8 на 8) могут предложить игрокам 10 в 20 степени вариантов развития.

Ориентироваться в таких огромных числах весьма сложно! Но, если вспомнить, что оценочное число атомов в видимой вселенной составляет 10 в 80 степени, то нетрудно убедиться, что человеку не хватит всей жизни, чтобы проиграть хотя бы раз все возможные партии в любой из этих игр.

Противостояние машины и человека всегда было зрелищным полем для приложения сил исследователей и программистов. Каждый раз, когда машина одерживает верх, чувствуешь некоторый болезненный укол, который сродни прямо-таки личному оскорблению: как это «железка» может быть «лучше» человека – венца творения!? Да неужели!? Но, увы! Победа холодного компьютерного «мозга» вполне логична и ожидаема. С одной стороны, там, где возможных сценариев игры меньше – победа машины вероятней. Однако только в 2007 году в журнале «Science» вышла статья Джонатана Шеффера с соавторами, доказывающая, что лучший результат человека в игре против шашечной программы Chinook - это ничья. Chinook играет в чекерс (англо-американские шашки на доске 8 на 8), была разработана еще в 1989 году и с тех пор постоянно совершенствовалась, пока не свела шансы человека на победу к нулю.
Вместе с тем, самый известный шахматный комп - Deep Blue, взял победу над чемпионом всего мира Гарри Каспаровым на 10 лет раньше – еще в 1997 году. В значительной мере это объясняется более выраженным, так сказать, «социальным заказом» - интерес к шахматам намного выше, чем к шашкам.

А вот в го человек сохранял лидерство вплоть до 2016 года! И это объясняется не только количеством возможных партий или интересом к игре. Дело в том, что при таком огромном разнообразии, как в го, одолеть противника только грубой вычислительной силой – не эффективно! AlphaGo уверенно обыграл лучшего игрока из людей - Ли Седола (счет 4-1), не потому, что просчитал все ходы, а благодаря способности к обучению, которую приобрел от использования нейронных сетей. Фактически в данном случае речь идет о победе искусственного интеллекта над интеллектом «белкового компьютера». Этим победа и примечательна! Представляется вполне вероятным, что в скором будущем область применения машин расширится, ведь теперь это не просто все более и более мощные «вычислители», но и все более и более разумные «решатели» или партнеры, соработники. Поэтому вполне закономерно, что во многих вопросах принятие решений будет зависеть от симбиоза человека и машины. А вот играть против компьютера стало не так интересно, впрочем, играть с живым партнером и должно быть много занятнее.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Умеете ли вы играть в Го?


Прокомментировать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Пишите письма

Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает и никто не знает почему!

Регистрация